
Если брать наш безгалогенный малодымный огнестойкий изоляционный суперконцентрат 90°C, то 90% заказчиков сразу спрашивают про сертификаты пожарной безопасности. Но редко кто уточняет, как поведёт себя материал при длительной нагрузке в условиях вибрации – а это как раз тот случай, где мы в 2018 году на проекте для метрополитена получили трещины на изгибах кабельных трасс.
У ООО Чэнду Чжанхэ Новые технологии материалов в ассортименте есть серия LSZH-компаундов, где заявлены параметры дымообразования ниже 0,5 Ds. Но на практике мы видим, что при добавлении их суперконцентрата в полипропилен марки 1102НС жёсткость готового состава падает на 12-15%. Приходится балансировать либо увеличением доли наполнителей, либо переходом на сополимеры – а это уже совсем другая стоимость тонны.
Коллеги с завода в Уфе как-то пробовали заменить антипиреновую систему в нашем суперконцентрате на фосфатную композицию чешского производства. Вышло дешевле на 7%, но при термостабильности 85°C началось пожелтение изоляции уже через 200 часов испытаний. Пришлось возвращаться к классическому гидроксиду алюминия, хоть и с поправкой на дисперсность помола.
Сейчас на zhxclkj.ru появились образцы с маркировкой 'Ультра-дисперсный' – интересно, удалось ли им решить проблему седиментации при хранении? В прошлой партии при -25°C в неотапливаемом складе частицы оседали за 3 недели, приходилось повторно гомогенизировать перед загрузкой в экструдер.
По данным их техописания, безгалогенный малодымный огнестойкий изоляционный суперконцентрат 90°C должен держать ИОС 28% при толщине слоя 1,8 мм. Но на кабельном заводе в Подольске при формовке тонкостенной изоляции (1,2 мм) на высокоскоростной линии Bausano параметр падал до 22-24%. Выяснилось, что скорость кристаллизации не успевает за темпом экструзии – пришлось добавлять нуклеаторы из их же линейки модифицированных пластиков.
Запомнился случай с морским портом в Находке: там требовалась стойкость к циклическому замораживанию. Лабораторные тесты показывали сохранение эластичности при -40°C, но в реальных условиях после 50 циклов 'заморозка-оттайка' на поверхности появлялись микротрещины. Проблему решили совместно с технологами Чэнду Чжанхэ – добавили пластификатор на основе полиэстерола, правда, температурный порог пришлось снизить до 85°C.
Сейчас для объектов РЖД используем их разработку с маркировкой 'Arctic' – там вроде бы улучшили морозостойкость без потери огнезащитных свойств. Но пока наработанной статистики всего 8 месяцев, рано делать выводы.
Если брать стандартную рецептуру для кабелей КГВВнг-LS, то их суперконцентрат обходится дороже аналогов на 18-20%. Но здесь нужно считать не цену килограмма, а стоимость метра готового кабеля – за счёт увеличения скорости экструзии на 15% и снижения брака по пузырям общая экономия выходит около 7-9%.
На мини-заводе в Казани из-за устаревшего оборудования не могли выйти на заявленные характеристики. Пришлось помогать им перенастраивать температурные зоны на экструдере – оказалось, что для этого материала критичен нагрев в третьей зоне (должен быть не выше 195°C, а не 210°C как для стандартных составов).
Важный момент: их технолог как-то упомянул, что при работе с полиолефинами низкой плотности лучше использовать двухстадийное смешение. Мы проверили – действительно, однородность улучшилась на 23% по данным электронной микроскопии.
В документации к безгалогенному малодымному огнестойкому изоляционному суперконцентрату 90°C указан срок хранения 12 месяцев. Но по факту в условиях северо-запада России (высокая влажность) после 8 месяцев начиналось комкование. Сейчас перешли на вакуумную упаковку малыми партиями по 25 кг – проблему сняли, хотя себестоимость выросла на 3%.
При доставке в Приморье столкнулись с интересным эффектом: при перепаде температур в контейнере появлялся конденсат, который впитывался в мешки. Пришлось разрабатывать с их инженерами трёхслойную упаковку с десикантом – дополнительно 1,2% к цене, но зато сохраняются реологические свойства.
Кстати, на сайте zhxclkj.ru сейчас появился калькулятор транспортных расходов – полезная штука, особенно для регионов. Хотя по опыту: для партий свыше 5 тонн выгоднее заказывать отдельный контейнер, чем пользоваться сборными грузами.
Судя по последним образцам, ООО Чэнду Чжанхэ Новые технологии материалов экспериментирует с наноразмерными добавками оксида магния. В лабораторных тестах это даёт прирост по ОФП на 15%, но пока неясно, как поведёт себя при масштабировании. На опытной линии в Новосибирске пробовали – на выходе из экструдера наблюдалась неравномерная гель-фракция.
Интересное направление – их разработка для гибких кабелей с кремнийорганическими модификаторами. По теплостойкости выигрыш очевиден (держит 105°C против стандартных 90°C), но адгезия к медной жиле снижается. Видимо, придётся дорабатывать праймеры.
Если говорить о трендах – будущее за гибридными системами, где безгалогенный малодымный огнестойкий изоляционный суперконцентрат 90°C сочетается с интумесцентными покрытиями. Уже тестируем такие решения для тоннельных систем – пока сложно сказать о долговечности, но по первым результатам предел огнестойкости вырос с 30 до 45 минут.